14 февраля 2007г.

XXI Век - Время Комсомольское
Страницы истории
Сегодня
Комсомольский портрет

Архив программ:

27 июня 2007г.
13 июня 2007г.

23 мая 2007г.
10 мая2007г.
25 апреля 2007г.
11 апреля 2007г.
28 марта 2007г.
28 февраля 2007г.


Этой программой мы начинаем цикл программ, посвящённых одному из крупнейших авиастроительных предприятий России - Комсомольскому-на-Амуре авиационному производственному объединению им. Гагарина. Мы побываем в конструкторских бюро и цехах этого гиганта, пообщаемся с руководителями рядовыми работниками, выясним планы и познакомимся с продукцией, которую здесь выпускают. Визитной карточкой предприятий стал самолёт «Су-27». Впрочем, за свою 70-летнюю историю предприятие сотрудничало с разными конструкторскими бюро и кроме самолётов авиаконструктора Сухого выпустило несколько тысяч машин Туполева, Ильюшина, Микояна и Бериева.


Страницы истории

История завода - это история Комсомольска-на-Амуре и наоборот.
В мае 1932 году на пустынном берегу Амура у русского села Пермское высадилась группа комсомольцев-строителей. Перед ними была поставлена задача - создать здесь на Дальнем Востоке мощный форпост советской индустрии. Дальнейший рассказ об истории становления предприятия я буду вести вместе с экскурсоводом экспоцентра КнААПО Любовью Петровой. В экспоцентре собрана вся история предприятия и ежедневно здесь проходит по нескольку экскурсий. На них приводят и школьников и потенциальных заказчиков.



Итак, первые комсомольские отряды приехали на берег Амура в 1932, а уже в январе 33 планировался пуск самолётостроительного завода. Чтобы понять сложность задачи нужно представить, как выглядело место для будущей стройки: непроходимая тайга, бездорожье, болота и всё это вкупе с суровым дальневосточным климатом: зима с морозами под 40 и ледяными ветрами, а летом изматывающая жара, гнус и проливные дожди. Потому на Дальний Восток присылали молодых и сильных.

Может возникнуть вопрос - зачем Советскому союзу понадобилось развивать промышленность так далеко от центра страны, ведь строительство шло с нуля и для того, чтобы возвести завод необходимо было строить все, начиная от жилья и заканчивая дорогами? Потенциальным военным противником Советского союза в 30-е годы была Япония. Нужно было наращивать военную мощь и только строительство оборонного завода могло гарантировать, что Дальний Восток останется за Россией. Площадка под его строительство была определено в районе нанайского стойбища Дзёмги. Это была болотистая местность, но её главным достоинством было близость реки. Амур планировали использовать как гидродром. Строительство взлётно-посадочной полосы на суше заняло бы не мало времени, а на строительство объекта давались крайне сжатые сроки. Но в планы строителей вмешалась природа- площадка была затоплена в результате наводнения.

Чтобы описать все трудности, с которыми столкнулись первостроители, времени одной программы не хватит. Мы вернёмся к этой теме во время наших следующих встреч. И только 18 июля 1934 года в основание завода был заложен первый камень. Чтобы описать эту стройку, героизм первостроителей и трудности, с которыми им пришлось столкнуться, потребуется отдельная программа, и мы ещё вернёмся к этой теме в наших последующих программах.

Первый самолёт выкатили из цехов завода №126, как тогда называлось КнААПО, уже в 1936 году. Это был самолёт-разведчик «Р-6» конструктора Андрея Туполева. Сейчас одна из таких машин стоит на постаменте на территории завода. Другой моделью, который начали осваивать на заводе стал дальний бомбардировщик «ДБ-3» конструкции конструкторского бюро Илюшина. Для своего времени это была скоростная и современная машина. Уже в годы 2 мировой войны бомбардировщик и его модификация «ИЛ-4» стали легендами.

В 1 полугодии 1941 года завод выпустил 82 самолёта, но уже во втором полугодии 303. Рабочие не отходили от станков по несколько дней. В день завод производил по полтора - два самолёта. За отличную работу 18 июня 1942 года завод был удостоен высшей награды страны - орденом Ленина. Большая заслуга в том принадлежит директору Дмитрию Тимофееву. По окончанию войны перед комсомольскими авиастроителями стала проблема загрузки предприятия. Предприятие переключалось на производство мирной продукции: наладили производство металлической посуды, кроватей, электроплиток, детских велосипедов и мн. др. товаров. Тогда же на предприятии начали выпуск гражданских самолётов. Первым стал «ЛИ-2». Лётчики называли эту машину "воздушным извозчиком", потому что это был простой и надёжный в эксплуатации самолёт.

Итак, в 1956 году руководство завода сумело добиться передачи в Комсомольск новейшего по тем временам сверхзвукового истребителя «СУ-7». Так началась история сотрудничества с ОКБ "Сухого". Получение заказа стало большой победой для завода. В те годы авиастроители были не в почёте у властей. Никита Хрущёв, пришедший на смену Сталину, делал ставку на развитие ракетных войск. По его мнению, фронтовая авиация не имела будущего. Сверхзвуковой «СУ-7» был перспективной, суперсовременной для тех лет, но сложной в освоении машиной. На свой страх и риск директор завода Филлип Березнуцкий взял для производства не прошедший государственные испытаний, прямо из под пера конструкторов самолёт. И он в дальнейшем оправдал все надежды. Это дедушка легендарных истребителей "Сухого" и с появлением новых моделей производство последующих моделей передавалось в Комсомольск. В начале 80-х здесь был налажен выпуск «СУ-27». В настоящее время - это, пожалуй, самый известный самолёт в мире и на его базе сейчас идёт разработка самолёта 5 поколения, выпуск которого по традиции надеются получить комсомольские авиастроители.

Сегодня

Подготовка к статическим испытаниям самолёта « Super Jet -100» продолжается в подмосковном Жуковском. В конце января Ан-124 увёз с КнААПО фюзеляж и крылья будущего самолёта. В Центральном научно-исследовательском аэрогидродинамическом институте пройдут испытания фюзеляжа, крылья, системы управления самолетом и других элементов конструкции на прочность. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на генерального директора компании «Сухой» Михаила Погосяня, программа создания российского регионального самолета « Super Jet -100» идет строго в соответствии с намеченным графиком. По его словам, в настоящее время кооперация по производству, испытаниям и продажам этого самолета полностью сформирована. Все предприятия холдинга «Сухой», участвующие в программе, полностью готовы к серийному производству этой машины.

Между тем на КнААПО продолжается техническое перевооружение цехов, которые будут заниматься производством " Super Jet -100". Как пишет заводская газета "Крылья Совета", замена оборудования позволит поднять производительность труда в 6-8 раз. С освоением новых видов продукции и новых материалов - алюминиевых и титановых сплавов предприятие будет перенимать опыт других предприятий.

20 - летие отмечает совет ветеранов войны и труда КнААПО. В рамках празднования юбилея 9 февраля прошла встреча ветеранов, намечены конкурс песни ветеранских организаций, поздравление ветеранов в газете и многое другое. На сегодня в ветеранской организации КнААПО насчитывается 12 тысяч человек, из них 80 ветеранов войны и 830 участников трудового фронта. Юбилей в этом году также празднует служба "Доверия" КнААПО. Она была создана в 1987 году и её цель с самого первого дня работы была учитывать замечания и предложения трудящихся, а также контролировать их исполнение. Даже в самые трудные для завода времена администрация не упраздняла службу. Она не имеет аналогов на промышленных предприятиях не только в Комсомольске на Амуре, но и в крае. В службе доверия трудятся исключительно специалисты - женщины. Они оказывают поддержку и помощь в решении финансовых вопросов, трудоустройства, проблем связанных с лечением.

Комсомольский портрет

История и слава предприятия - это прежде всего его работники, те кто прославлял КнААПО, кто совершал трудовые подвиги не жалея сил, здоровья, времени.

Мой собеседник научный работник, архивариус Ольга Нецветаева перебирает старые, выцветшие фотографии. На них человек с волевым, серьёзным лицом и суровым тяжёлым взглядом. Про таких говорят - прирождённый начальник. Это Виталий Егорович Копылов. Он руководил дальневосточным ордена Ленина и ордена Октябрьской революции машиностроительным заводом, как в 70-е годы назывался КнААПО, с 1965 по 1973 годы.

Собранность, высокая ответственность, отличные организаторские способности - такие характеристики Копылов получил с первых дней работы на заводе. В Комсомольск на Амуре он приехал после окончания в 1949 году Куйбышевского авиационного института. Сюда он был назначен инженером-технологом агрегатного цеха. Всего за три года Копылов стал главным технологом, а далее шёл только рост по руководящей линии. Он в совершенстве изучил технологии самолётостроения не по бумаге, а в процессе производства. Эти знания пригодились Копылову спустя много лет, когда в 1965 он был назначен директором завода.

С именем Копылова связан расцвет завода. В 1971 году предприятию была вручена высшая награда СССР – «Орден Ленина». Предприятие увеличило свои мощности, строились новые корпуса, выпускались новые самолёты. Вместе с этим возводились жилые массивы, детские сады, школы, больницы, пионерский лагерь, лыжная база. Виталий Егорович Копылов по воспоминаниям современников заботился о людях. Был строг, как руководитель, но это была не напускная строгость. К себе он был не менее требовательным. Весь день директора был рассчитан по минутам. Соседи говорили, что сверяют по нему часы. Редкие минуты отдыха Копылов проводил вместе с семьёй.

Он уехал из Комсомольска-на-Амуре в 1973 году после назначения директором Казанского авиационно-производственного объединения им. Горбунова. За свою работу награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового знамени. Ему было присвоено звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации". Но, пожалуй, самая большая награда, которую заслужил Копылов - это память. В Комсомольске-на-Амуре директора завода помнят до сих пор. Недавно в его честь был переименована одна из городских улиц - Центральный проспект стал носить имя Копылова.

 

Ирина Литвак

Служба информации
Радиостанции «Восток России»


О проекте
| XXI Век | Депутатский канал | Контакты

© Copyright 2007 ООО «Радиостанция Восток России»